Размер шрифта:
Цветовая схема:
Показывать изображения
Настройки по умолчанию
Обычная версия сайта
Гарнитура шрифта:
Arial Times New Roman
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Единый реестр
резидентов ОЭЗ
Льготы и преференции
для резидентов ОЭЗ
Квартальные и годовые отчеты
деятельности резидентов ОЭЗ

Торговля и потребительский рынок

 

В целях поддержания стабильности потребительского рынка Калининградской области и обеспечения социальной направленности его развития в регионе реализуется государственная политика регулирования торговой деятельности, направленная на обеспечение баланса интересов потребителей, предпринимателей и государства на основе совершенствования правового регулирования, форм и методов координации и контроля, а также развития механизмов саморегулирования рынка.

Торговля во все времена оставалась самым распространенным видом деятельности, которым могут заниматься и крупные объединения, и мелкие фирмы, и отдельные предприниматели.

В структуре валового регионального продукта Калининградской области по итогам 2015 г. доля розничной торговли   составила в основных ценах   5,4 %.

Именно в розничной торговле сосредоточено 61,4 тыс. человек, или 12,9% от общей численности занятых в экономике Калининградской области.

Введение в августе 2014 г. санкций на ввоз отдельных продовольственных товаров из стран, установивших свои экономические санкции против России, повлияло не только на динамику импорта продовольствия, но и на активность калининградских сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий и предприятий торговли.

В 2016 г. объем оборота розничной торговли по области достиг значения 150,3 млрд. рублей и увеличился в действующих ценах по сравнению с 2015 г. на 5,9%. В рейтинге субъектов Северо-Западного федерального округа по абсолютному показателю розничного товарооборота Калининградская область занимает шестое место, между Мурманской областью и Республикой Коми.

Доля Калининградской области в общем объеме оборота розничной торговли Северо-Западного федерального округа составляла в 2012 г. 5,6 %, в последующие годы – по 5,5%.

В 2016 году в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 50,2%, непродовольственных товаров – 49,8% (в 2015 г. – 50,6% и 49,4% соответственно).

В 2016 г. на долю торгующих организаций (включая индивидуальных предпринимателей вне рынка) приходилось 97,1% оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, в том числе на крупные и средние предприятия – 46,6%, малые предприятия – 25,9%, микропредприятия – 12,6%, индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка – 12,0%; доля розничных рынков и ярмарок составила 2,9%.

В период с 2012 по 2016 гг. на потребительском рынке России и Калининградской области ценовая ситуация складывалась по следующему сценарию: умеренные темпы роста цен на товары и услуги в 2013 году, значительный рост потребительских цен в 2014-2015 гг., продолжение роста цен в 2016 гг. Значительное падение рубля к концу 2014 г. оказало существенное влияние на повышение индекса потребительских цен. Основной рост цен пришелся на ноябрь 2014 г. – февраль 2015 г.

Однако в 2015-2016 гг. индекс потребительских цен был ниже среднероссийского и ниже индекса цен по Северо-Западному федеральному округу.

По Калининградской области индекс потребительских цен на товары в 2016 году составил 104,4%. На продовольственные товары в декабре 2016 г. по сравнению с декабрем 2015 г. по Калининградской области составил 103,4% и был ниже среднероссийского индекса цен на 1,2 п.п. и ниже индексов цен, сложившихся в других регионах Северо-Западного федерального округа.

С введением санкций потребительские цены на мясо, рыбу, молочные продукты, овощи и фрукты вплоть до середины 2015 г. росли ускоренными темпами, со второй половины 2015 г. значительно снизились темпы роста потребительских цен на овощи и мясо, на рыбу и молочные продукты замедлились незначительно.

В декабре 2016 г. по сравнению с декабрем предыдущего года наибольшее увеличение цен наблюдалось на следующие пищевые продукты: на сахар (на 25,2%), консервы молочные сухие, сублимированные (на 16,8%), крупу (на 14,6%), мороженое и замороженные десерты (на 13,8%), животные масла (на12,4%), рыбу и морепродукты (на 12,0%). В тоже время подешевели мясо животных (на 0,1%), мука (на 1,2%), яйцо птицы (на 5,7%), свежие овощи (на 7,9%), свежие фрукты (на 11,1%), картофель (на 48,7%).

Важным направлением развития и   совершенствования розничной торговли являются розничные торговые сети. В 2017 году в Калининградской области присутствуют федеральные и региональные торговые сети. Это ООО «Виктория-Балтия», ООО Торговый Дом «Семья».

Оборот розничных торговых сетей за 2016 г. составил 53,7 млрд. рублей (105,1% к уровню 2015 г. в сопоставимых ценах).

В сеть входит система товаропроизводящих каналов и дистрибьюции, начиная со сбыта и заканчиваясь розничной продажей, включая обслуживание торгового процесса. Торговые сети развивают современные форматы торговли (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры и другие). Создание новых крупных торговых корпораций в области способствует укреплению ее внутреннего рынка и развитию рыночной конкуренции.

В 2016 году введено в эксплуатацию 15 новых крупных сетевых торговых объектов в Калининграде и Калининградской области, из них 9 торговых предприятий «Спар».

Среди регионов СЗФО по удельному весу оборота сетевой торговли в общем обороте розничной торговли Калининградская область занимает шестое место, уступая г. Санкт-Петербургу, Ленинградской, Мурманской, Псковской областям и Республике Карелия.                                                                                                               

Торговые сети, благодаря стабильному спросу на товары и гибкости в ассортиментной и ценовой политике, занимают все более высокое положение. Именно долей сетевой торговли в общем товарообороте определяется современный уровень развития розничной торговли.

В 2016 г. торговые сети, действующие на территории Калининградской области, сформировали 35,7% оборота розничной торговли региона. Доля оборота сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной торговли превышала среднероссийский уровень на 8,5 п.п., но была ниже показателя по Северо-Западному федеральному округу на 10,4 п.п. С 2012 г. по 2016 г. доля оборота розничной торговли торговых сетей в общем обороте увеличилась на 8,5 п.п., а сам оборот розничной торговли сетевого ритейла вырос в 1,8 раза.

На 1 января 2017 года по данным территориального раздела Статистического регистра хозяйствующих субъектов учтено:

- 18179 организаций с основным видом деятельности "Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования " (32,9% от общего числа учтенных организаций всех видов деятельности);

- 4157 организаций с основным видом деятельности «Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (7,5% от общего числа учтенных организаций всех видов деятельности). В 2013-2016 гг. число организаций с этим видом деятельности ежегодно увеличивалось (в 2013 г. данный показатель вырос на 195 организаций, в 2014 г. – на 162, в 2015 г.- на 97, в 2016 г. – на 105);

- 10651 индивидуальный предприниматель (35,5% общего числа учтенных индивидуальных предпринимателей), осуществляющий деятельность в розничной торговле. По сравнению с аналогичной датой 2016 г. их численность выросла на 79 человек, или 0,7%, однако была ниже численности на 1 января 2013 г. на 1959 человек (на 15,5%), 2014 г. – на 260 человек (на 2,4%), 2015 г. – на 188 человек (на 1,7%).

По состоянию на конец 2016 г. в городах области функционировало 12 универсальных розничных рынков. Число торговых мест на розничных рынках снизилось с 3739 в 2012 г. до 2993 в 2016 г. (по состоянию на конец года). При этом характерной особенностью развития рыночной торговли являлось преобразование розничных рынков в торговые комплексы и другие форматы розничной торговли в соответствии с нормами Федерального закона от 30.12.06 № 271-ФЗ (с 1 января 2013 года управляющие рынками компании вправе использовать для организации розничных рынков исключительно капитальные здания, строения, сооружения).

Все рынки имеют разрешения на право организации розничных рынков, которые выданы юридическим лицам, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и которым принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой организован рынок.

На всех розничных рынках Калининградской области выделены торговые места для реализации гражданами продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах и садоводческих товариществах. Общее число выделенных мест – 402.

В целях повышения доступности товаров для населения, поддержки российских производителей товаров, реализации межправительственных и межрегиональных соглашений в области торгово-экономического сотрудничества в течение 2013 - 2016 гг. было проведено соответственно 809, 1053, 2530 и 2782 ярмарок, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Резкое увеличение показателя количества ярмарок обусловлено проводимой работой с муниципалитетами по организации ярмарочной торговли в связи с введением эмбарго. Проведение ярмарок позволило максимально быстро вовлечь в торговлю продукты и товары, производимые на территории Калининградской области и, соответственно, дать толчок увеличению их производства, а потребителю на регулярной основе получать свежую и доступную продукцию.

Приоритетными на ярмарках являются следующие специализации торговых мест: овощи и фрукты, мясо. Мясная гастрономия, молоко, молочная продукция, рыба, рыбная продукция, хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия.

По состоянию на 01.01.2017 г. в муниципальных образованиях Калининградской области:

1. Определена 31 площадка для постоянно функционирующих ярмарок;

- количество торговых мест на ярмарках всего - 1141:

из них:

а) мясо, мясная гастрономия – 269 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 8 %);

б) молоко, молочная продукция – 129 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 14,2%);

в) рыба, рыбная продукция, морепродукты – 77 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 50%);

в) овощи, фрукты, ягоды - 443 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 9,5%);

2. Количество мобильных торговых объектов (автолавки, автомагазины и др. объекты на базе автомобилей) – 125 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 0,8%).

3. Количество нестационарных торговых объектов (киоски, павильоны, лотки) – 2135 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 6,3%).

Общий объём платных услуг населению в 2016 году составил 48878,0 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 0,8% ниже уровня 2015 года.

В 2016 году в структуре объема платных услуг населению продолжали преобладать жилищно-коммунальные (30,7%), транспортные услуги (18,2%), услуги связи (15,3%) и бытовые(11,2%). Их доля в целом составила 75,4% от общего объема платных услуг.

Наибольший объем бытовых услуг (71,3%) приходился на четыре вида услуг: техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования (33,2%); ремонт и строительство жилья и других построек (16,9%); парикмахерские и косметические услуги (11,2%), ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий (10,0%).

Цены и тарифы на услуги в декабре 2016 года по отношению к декабрю 2015 года увеличились - на 5,7% (в декабре 2015г. увеличились с начала года - на 13,8%).

Приказом Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 утверждена Стратегия развития торговли в РФ на 2015-2016 годы и период до 2020 года.