Потребительский рынок

Потребительский рынок

3_261.jpg 


В целях поддержания стабильности потребительского рынка Калининградской области и обеспечения социальной направленности его развития в регионе реализуется государственная политика регулирования торговой деятельности, направленная на обеспечение баланса интересов потребителей, предпринимателей и государства на основе совершенствования правового регулирования, форм и методов координации и контроля, а также развития механизмов саморегулирования рынка.


Оборот розничной торговли в 2017 году составил, по оценке, 155,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 101,1% к предыдущему году, в декабре 2017 года – 15,2 млрд. рублей и по сравнению с декабрем 2016 года –101,5%, ноябрем 2017 года – 116,7%.


В 2017 году оборот розничной торговли на 97,7% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 2,3% (в 2016г. – соответственно 97,0% и 3,0%).

В 2017 году в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 49,6%, непродовольственных товаров – 50,4% (в 2016г. – 49,8% и 50,2% соответственно).


Общий объём платных услуг населению в 2017 году составил 53342,5 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 1,8 % выше уровня 2016 года.


В 2017 году в структуре объема платных услуг населению продолжали коммунальные (24,8%), транспортные услуги (17,7%), услуги телекоммуникационные (14,2%) и бытовые (11,1%). Их доля в целом составила 67,9% от общего объема платных услуг.


В декабре 2017 года индекс потребительских цен (тарифов) на товары и услуги к предыдущему месяцу составил 100,3 %, в том числе на продовольственные товары - 100,6%, непродовольственные товары – 99,97%, услуги – 100,2%.


Индексы потребительских цен (тарифов) приведены в таблице:

Декабрь 2017 год в % к

ноябрю 2017 г.

декабрю 2016 г.

Все товары и услуги

100,3

102,8

Все товары

100,3

101,8

Продовольственные товары

100,6

102,1

Продовольственные товары (без алкогольных напитков)

100,7

102,1

Алкогольные напитки

99,98

102,1

Непродовольственные товары

99,97

101,5

Услуги

100,2

106,2


Оборот общественного питания в 2017 году составил, по оценке, 11,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 104,0% к уровню 2016 года, в декабре 2017 года – 0,9 млрд. рублей и по сравнению с декабрем 2016 года – 101,2%, ноябрем 2017 года – 102,8%.


По мнению 76% респондентов, общая экономическая ситуация в розничной торговле в IV квартале 2017 года по сравнению с предыдущим кварталом сохранилась без изменений, 17% считали, что она ухудшилась, 5% отметили улучшение экономической ситуации. При этом 68% руководителей предприятий оценили общую экономическую ситуацию в розничной торговле как «удовлетворительную», 17% - как «неблагоприятную», 15% - как «благоприятную».


Оценивая тенденции изменения общей экономической ситуации в розничной торговле, 69% опрошенных предпринимателей придерживаются мнения, что экономическая ситуация в I квартале 2018 года не изменится, 11% ожидают улучшения экономической ситуации, 13% - ее ухудшения.


В IV квартале 2017 года среди факторов, ограничивающих деятельность организаций розничной торговли, респонденты называют высокую конкуренцию со стороны других организаций розничной торговли (78% всех ответов), недостаточный платежеспособный спрос населения (67%), высокую арендную плату (41%), высокий уровень налогов (37%), высокий процент коммерческого кредита (24%), недостаток финансовых средств (24%), сложности получения кредита (19%), высокие транспортные расходы (19%), недостаточный ассортимент (7%), недостаток складских помещений (6%).


Индекс потребительских цен (тарифов) в декабре 2017 года по отношению к предыдущему месяцу составил 100,3%, в том числе на продовольственные товары – 100,6%, непродовольственные товары – 99,97%, услуги – 100,2%. К декабрю 2016 года индекс потребительских цен составил 102,8%, в том числе на продовольственные товары – 102,1%, непродовольственные товары – 101,5%, услуги – 106,2%.


Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий изменения цен на отдельные товары, подверженные влиянию факторов административного, событийного или сезонного характера, в декабре 2017 года по отношению к предыдущему месяцу составил 99,8%, c начала года – 102,2% (в декабре 2016г. – 100,4%, с начала года – 105,3%).


В декабре 2017 года цены на продовольственные товары по отношению к ноябрю 2017 года увеличились на 0,6%, с начала года – на 2,1% (в декабре 2016г. увеличились на 1,3%, с начала года – на 3,4%).


Цены на непродовольственные товары в декабре 2017 года к предыдущему месяцу уменьшились на 0,03%, с начала года выросли на 1,5% (в декабре 2016г. уменьшились на 0,1%, с начала года выросли на 5,6%).


Цены и тарифы на услуги в декабре 2017 года по отношению к предыдущему месяцу выросли на 0,2%, к декабрю 2016 года – на 6,2% (в декабре 2016г. увеличились на 0,2%, с начала года увеличились на 5,7%).


Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в расчёте на месяц в среднем по области в конце декабря 2017 года составила 15182,2 рубля и за месяц увеличилась на 0,1%, с начала года – на 3,8% (в декабре 2016г. – на 0,1%, с начала года – на 7,0%).


Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в расчёте на месяц в среднем по области в конце декабря 2017 года составила 4308,2 рубля и за месяц увеличилась на 0,9%, с начала года – на 6,9% (в декабре 2016г. – на 1,8%, с начала года увеличилась – на 4,9%).


Важным направлением развития и   совершенствования розничной торговли являются розничные торговые сети. В 2017 году в Калининградской области присутствовали федеральные и региональные торговые сети. Это ООО «Виктория-Балтия», ООО Торговый Дом «Семья».


Оборот розничных торговых сетей за 2016 г. составил 53,7 млрд. рублей (105,1% к уровню 2015 г. в сопоставимых ценах).


В сеть входит система товаропроизводящих каналов и дистрибьюции, начиная со сбыта и заканчиваясь розничной продажей, включая обслуживание торгового процесса. Торговые сети развивают современные форматы торговли (супермаркеты, дискаунтеры и другие). Создание новых крупных торговых корпораций в области способствует укреплению ее внутреннего рынка и развитию рыночной конкуренции.


В 2017 году введено в эксплуатацию 25 новых крупных сетевых торговых объектов в Калининграде и Калининградской области, из них 15 торговых предприятий «Спар».


Среди регионов СЗФО по удельному весу оборота сетевой торговли в общем обороте розничной торговли Калининградская область занимает шестое место, уступая г. Санкт-Петербургу, Ленинградской, Мурманской, Псковской областям и Республике Карелия.                                                                                                               


Торговые сети, благодаря стабильному спросу на товары и гибкости в ассортиментной и ценовой политике, занимают все более высокое положение. Именно долей сетевой торговли в общем товарообороте определяется современный уровень развития розничной торговли.


В 2016 г. торговые сети, действующие на территории Калининградской области, сформировали 35,7% оборота розничной торговли региона. Доля оборота сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной торговли превышала среднероссийский уровень на 8,5 п.п., но была ниже показателя по Северо-Западному федеральному округу на 10,4 п.п. С 2012 г. по 2016 г. доля оборота розничной торговли торговых сетей в общем обороте увеличилась на 8,5 п.п., а сам оборот розничной торговли сетевого ритейла вырос в 1,8 раза.


На 1 января 2018 года по данным территориального раздела Статистического регистра хозяйствующих субъектов учтено:

- 17158 организаций с основным видом деятельности "Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" (32,4% от общего числа учтенных организаций всех видов деятельности);

 - 13440 индивидуальных предпринимателей с основным видом деятельности "Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" (43,8% общего числа учтенных индивидуальных предпринимателей).


За январь – декабрь 2017 года количество проведенных ярмарок в муниципальных образованиях Калининградской области составило 3030 ед., увеличение на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество торговых мест на площадках для проведения ярмарок – 1671 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 46,5%).


Увеличение показателя количества ярмарок в 2017 году обусловлено проводимой работой с муниципалитетами по организации ярмарочной торговли в связи с введением эмбарго. Проведение ярмарок позволило максимально быстро вовлечь в торговлю продукты и товары, производимые на территории Калининградской области и, соответственно, дать толчок увеличению их производства, а потребителю на регулярной основе получать свежую и доступную местную продукцию.


Приоритетными на ярмарках являются следующие специализации торговых мест: овощи и фрукты, мясо. Мясная гастрономия, молоко, молочная продукция, рыба, рыбная продукция, хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия.


По состоянию на 01.01.2018 г. в муниципальных образованиях Калининградской области:

1. Определено 42 площадки для постоянно функционирующих ярмарок:

- количество торговых мест на ярмарках всего - 1671 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 46,5%):

из них:

а) мясо, мясная гастрономия – 356 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 32,3%);

б) молоко, молочная продукция – 175 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 35,7%);

в) рыба, рыбная продукция, морепродукты – 82 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 6,5%);

г) плодоовощная продукция - 817 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 84,4%);

д) хлеб, хлебобулочная продукция – 58 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 45%);

г) продукция общественного питания – 79 (на уровне прошлого года);

е) товары народных художественных промыслов – 27 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 6,9%).

2. Количество мобильных торговых объектов (автолавки, автомагазины и другие объекты на базе автомобилей) – 132 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 5,6%).

3. Количество нестационарных торговых объектов (киоски, павильоны, лотки) – 2302 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 7,8%).


Кроме этого, на территории Калининградской области функционируют 11 универсальных розничных рынков.

Все рынки имеют разрешения на право организации розничных рынков, которые выданы юридическим лицам, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и которым принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой организован рынок.

На всех розничных рынках Калининградской области выделены торговые места для реализации гражданами продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах и садоводческих товариществах. Общее число выделенных мест – 390.

В целях активизации работы по организации сбыта продукции малых хозяйств и хозяйств населения на территории муниципальных образований Калининградской области дополнительно открыты 4 ярмарки выходного дня по следующим адресам:

- г. Калининград, проспект Калинина, 2;

- г. Калининград, ул. Тихорецкая, 2;

- г. Калининград, ул. Портовая, 20в;

- г. Калининград, пр-кт. Победы, д. 255 А

Все ярмарки являются универсальными и работают еженедельно по субботам и воскресеньям.



 Потребительский рынок
В начало страницы