Потребительский рынок

Потребительский рынок

3_261.jpg 



Розничная торговля на сегодняшний день является самым динамичным сектором экономики и важнейшим двигателем экономического роста экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров.

В структуре валового регионального продукта Калининградской области по итогам 2017 года по виду экономической деятельности –торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов составила 12,6%.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, занятых в торговой деятельности в расчете на одного работника составила 24,8 тыс.руб., что составило соответственно 75,9% от среднемесячной начисленной заработной платы работников в целом по экономике Калининградской области.

Оборот розничной торговли в 2018 году по оценке составил 168,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 105,0% к 2017 году, в декабре 2018 года – 16,5 млрд. рублей и по сравнению с декабрем 2017 года – 101,9%, ноябрем 2018 года – 112,3%.

В 2018 году оборот розничной торговли на 97,7% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 2,3% (в 2017г. – соответственно 97,7% и 2,3%).

В 2018 году в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 48,4%, непродовольственных товаров – 51,6% (в 2017г. – 49,7% и 50,3% соответственно).

В 2018 году число учтенных в территориальном разделе Статистического регистра по Калининградской области хозяйствующих субъектов (организаций, их филиалов и других обособленных подразделений), занимающихся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования составило 17158 единицы.

Основными индикаторами, характеризующими экономическую ситуацию, являются индексы цен в ведущих секторах экономики.

Одним из важнейших критериев, характеризующих социально-экономическое положение области, является индекс потребительских цен на товары и услуги.

В декабре 2018 г. по сравнению с декабрем предыдущего года индекс потребительских цен на товары в регионе был выше аналогичных показателей по Российской Федерации на 0,5% и Северо-Западному федеральному округу – на 0,67% (см. таблицу 1).

Таблица 1
Показатель Территория 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Индекс потребительских цен (%)

Калининградская область

111,7

104,7

102,8

104,8

Российская Федерация

113,8

105,6

102,5

104,3

Северо-Западный федеральный округ

114,6

105,6

103,6

104,13


В декабре 2018 года цены на продовольственные товары по отношению к ноябрю 2018 года увеличились на 2,2%, с начала года - на 5,3% (в декабре 2017г. увеличились на 0,6%, с начала года – на 2,1%).

В декабре 2018 года по сравнению с декабрем предыдущего года наибольший рост цен отмечен на овощи (на 22,4%), фрукты и цитрусовые (на 3,5%), хлеб и хлебобулочные изделия (на 7,6%).

Среди прочих продовольственных товаров крупа манная стала дороже на 2,9%.

Вместе с тем на 1,6 % снизились цены на икру лососевых рыб отечественную, на 2% - сырки творожные, глазированные шоколадом, на 2,4% - масло подсолнечное, на 1,1% - крупа гречневая-ядрица.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в расчёте на месяц в среднем по области в конце декабря 2018 года составил 15979,9 рублей.

Данный показатель ниже аналогичных показателей по Северо-Западному федеральному округу, но выше, чем по Российской Федерации. На конец 2018 года - дороже среднероссийской стоимости на 3,3%, в сравнении с Северо-Западным федеральным округом стоимость минимального набора по области дешевле на 2,8%.

В целях поддержания стабильности потребительского рынка Калининградской области и обеспечения социальной направленности его развития в регионе реализуется государственная политика регулирования торговой деятельности, направленная на обеспечение баланса интересов потребителей, предпринимателей и государства на основе совершенствования правового регулирования, форм и методов координации и контроля, а также развития механизмов саморегулирования рынка.

Министерством разработана Региональная программа развития торговой деятельности в качестве подпрограммы Государственной программы Калининградской области «Развитие промышленности и предпринимательства», утвержденная Постановлением Правительства Калининградской области от 25 марта 2014 г. № 144.

Целью подпрограммы является территориальная доступность торговых объектов различных видов.

Задача: Стимулирование развития многоформатной торговли.

Основные мероприятия:

- «Содействие проведению ярмарок на территории муниципальных образований»;

- «Содействие реализации продукции местных сельхозпроизводителей на универсальных рынках».

В целях повышения доступности товаров для населения, поддержки российских производителей товаров, реализации межправительственных и межрегиональных соглашений в области торгово-экономического сотрудничества в течение 2013 - 2018 гг. было проведено соответственно 809, 1053, 2530, 2782, 3030 и 2650 ярмарок, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер.

На территории Калининградской области функционирует 11 универсальных розничных рынков. Все рынки имеют разрешения на право организации розничных рынков, которые выданы юридическим лицам, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и которым принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой организован рынок.

На всех розничных рынках Калининградской области выделены торговые места для реализации гражданами продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах и садоводческих товариществах. Общее число выделенных мест – 614.

Кроме того, существует сеть магазинов по реализации продукции местных товаропроизводителей (реализация молочной, хлебной, мясо –колбасной продукции). Цены в таких магазинах ниже на 5-7% от сложившихся розничных цен.

Крупные местные товаропроизводители имеют более 160 торговых павильонов и 58 места для размещения специализированного автотранспорта, в которых реализуется продукция собственного производства.

К таким предприятиям относятся: ЗАО «Русский хлеб», ОАО «Первый хлебозавод», ОАО «Молоко», ООО «Лэар», ООО «Житница торг плюс», ОАО «Маслобаза Калининградская», ООО «Прибалтийская мясная компания», ИП Долгов Д.А., ИП Клименко С.Ю., ООО «Еврохлеб», ООО «Тортино».

По состоянию на 01.01.2019 г. в муниципальных образованиях Калининградской области:

- определено 36 площадок для постоянно функционирующих ярмарок;

- количество торговых мест на ярмарках всего – 1516, из них:

а) мясо, мясная гастрономия – 362 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение составило 1,7%);

б) молоко, молочная продукция – 171 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 2,3%);

в) овощи, фрукты, ягоды - 709 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 13,2%);

г) рыба, рыбная продукция, морепродукты – 83 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение составило 1,2%);

д) хлеб, хлебобулочная продукция – 38 (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 34,5 %).

По состоянию на 01.01.2019 г. фактическая обеспеченность населения:

- площадью торговых объектов в расчете на 1тыс. чел. по Калининградской области составляет 810,5 кв.м, при нормативе – 511,19 кв.м.

Состояние потребительского рынка на сегодняшний день, можно охарактеризовать как устойчивое, стабильное. Основные розничные сети, реализующие продукты питания, обеспечивают спрос населения, предлагая достаточно широкий ассортимент товаров. 

 Потребительский рынок
В начало страницы