Потребительский рынок

Потребительский рынок

3_261.jpg

Специфика географического положения Калининградской области влияет на все аспекты жизни региона, в частности, на его способность обеспечения населения региона продовольствием в необходимых объемах, качестве
и количестве.

В целом состояние потребительского рынка в регионе можно охарактеризовать как устойчивое. Безусловно вводимые санкционные ограничения, изменения условий доставки товаров не могут не отразиться на состоянии сферы торговли.

Правительство Калининградской области активно работает над тем, чтобы жители региона не ощущали затруднений и были полностью обеспечены всеми видами продовольственных и непродовольственных товаров. Кроме того, важно обеспечить не только их наличие, но и доступность для граждан, препятствуя росту цен.

Структура оборота розничной торговли

Оборот розничной торговли за 1 полугодие 2023 года составил, по оценке, 125,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах составило 98,2%
к соответствующему периоду 2022 года, в июне 2023 года – 22,3 млрд рублей и по сравнению с июнем 2022 года – 102,4%, маем 2023 года – 101,0%.

Розничная торговля на территории региона осуществляется в различных форматах. На долю организованной торговли, представленной торгующими предприятиями 
и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в границах стационарной торговой сети в 1 полугодии 2023 года приходилось почти 98,9%
(2020 – 98,4%, 2021 – 98,7%, 2022 – 98,9%). Оставшийся процент (1,1%) – это продажи на рынках и ярмарках (в 1 полугодии 2022 года – соответственно 98,8% и 1,2%).

Справочно: Удельный вес в общем объеме оборота розничной торговли по Калининградской области, в %


 

2020

2021

2022

1 полугодие 2023

Торгующие организации и индивидуальные предприниматели, реализующие, реализующие товары вне рынка

98,4

98,7

 

98,9

98,9

в том числе:

 

 

 

 

крупные организации и субъекты среднего предпринимательства

56,7

58,8

53,4

52,1

малые предприятия (включая микропредприятия)

30,4

29,2

33,3

33,7

Индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка

11,3

10,7

12,2

13,1

Розничные рынки и ярмарки

1,6

1,3

1,1

1,1

В I полугодии 2023 года в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 50,0%, непродовольственных товаров – 50,0% (в I полугодии 2022 года – 48,6% и 51,4% соответственно). Именно долю оборота непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота можно рассматривать как один из показателей качества жизни населения.

Справочно: Структура оборота розничной торговли в % к общему обороту розничной торговли

Период

Пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия

Непродовольственные товары

2020

50,2

49,8

2021

46,4

53,6

2022

48,8

51,2

1 полугодие 2023

50,0

50,0

 
Как «коронавирусные» ограничения и запреты в 2020 году, так и текущая ситуация с санкциями стран-соседей в сфере логистики, сказываются на динамике показателей, характеризующих состояние потребительского рынка.

Справочно: индексы физического объема оборота розничной торговли, (в % к предыдущему году)

 

2017

2018

2019

2020

2021

2022

1 полугодие 2023

Оборот розничной торговли - всего

101,9

105,8

101,8

98,9

112,0

96,0

98,2

пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия

101,1

103,8

101,7

100,9

103,3

101,6

102,5

непродовольственные товары

102,8

107,7

101,9

96,9

120,5

92,4

94,1

Развитие торговых сетей

Порядка 46% оборота розничной торговли формируют торговые сети. Появление новых торговых сетей в области за последние годы позитивно отразилось на развитии торговой отрасли: появились современные торговые объекты, вырос сектор «магазинов у дома» и дискаунтеров, усилилась конкуренция, увеличился ассортимент товаров, образовались новые рабочие места.

Кроме того, большая часть магазинов торговых сетей находится в зоне шаговой доступности, что имеет немаловажное значение для покупателей. Различные маркетинговые ходы, например, сезонные скидки, скидки на «товар дня», дисконтные карты для постоянных покупателей, являются для жителей региона не просто приятным дополнением к сервису, но и значительным фактором при выборе магазина.

Многоформатность

Многоформатная торговля на территории региона представлена во всех форматах: стационарные торговые объекты, объекты торговых сетей, нестационарные торговые объекты (НТО), рынки, ярмарки, торговые ряды.

В 1 полугодии 2023 года в регионе фактически действуют:

- 1926 НТО (киоски, павильоны, лотки);

- 106 мобильных торговых объектов (автолавки, автомагазины и другие объекты на базе автомобилей);

- 8 универсальных розничных рынков, на которых предоставлены торговые места для реализации гражданами продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах и садоводческих товариществах. Общее число выделенных мест более 600.

- 38 площадок для постоянно функционирующих ярмарок, на которых предоставлено 1213 торговых мест. Общее количество проведенных ярмарок
в 2022 году составило 4153 (за 1 полугодие 2023 года – 2762).

В целях активизации работы по организации сбыта продукции малых хозяйств и хозяйств населения дополнительно на территории муниципальных образований Калининградской области:

- обустроены специально оборудованные торговые места для ежедневной сезонной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе в сельских населенных пунктах;

- обустроены площадки для мини-рынков, в том числе в сельских населенных пунктах;

- выделены площадки для осуществления торговли с автомобилей
и автолавок в местах с наибольшим покупательским трафиком, в том числе вблизи торговых центров, магазинов розничных торговых сетей, в шаговой доступности от покупателей.


 Потребительский рынок
В начало страницы